
Разновозрастная группа "Почемучки": "Почемучки"
Педагоги группы

Особенности занятий в группе
Нахождение в одной группе детей разного возраста или смежных возрастов имеет много плюсов. Дети младшего возраста учатся у старших детей, быстрее развиваются. У детей старшего возраста формируются положительные личностные качества, такие как ответственность, заботливость, организаторские качества и т.д. Вместе с тем работа на разновозрастной группе сложнее, чем в группе, где находятся дети одного возраста. Она требует от воспитателей и специалистов, работающих на данной группе дополнительных усилий и знаний. Важно так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Необходимо умение соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу. В группе устанавливается режим, соответствующий возможностям и потребностям детей разных возрастов и создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности детей, так и для проведения совместной образовательной деятельности. Воспитатель осуществляет образовательную деятельность в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, познавательной, продуктивной, трудовой и т.д.), а также в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности, систематически проводимой со всеми детьми. При организации образовательной деятельности во время проведения режимных моментов необходимо: - создать условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка; - воспитывать поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми; - уточнять детский опыт и представления; - расширять кругозор ребенка; - осуществлять педагогическое руководство самостоятельными играми и доступными формами труда детей В процессе организованной непосредственно образовательной деятельности необходимо: - организовать познавательную учебную деятельность всех детей; - формировать умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями; - планомерно и последовательно обучать детей новым знаниям и умениям. При этом необходимо реализовать общие требования дошкольной дидактики: - обеспечивать развивающий характер обучения; - использовать разные формы обучения (учебные занятия, дидактические игры и дидактические упражнения); - сочетать обучение на занятиях с образовательной работой в повседневной жизни и др.Обучающая программа
Непосредственно образовательная деятельность При проведении непосредственно организованной совместной деятельности (НОД) необходимо учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Поэтому целесообразно делить детей на возрастные подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту ребенка. Но, в зависимости от содержания НОД, а также от сложности материала используются фронтальная или подгрупповая формы организации. Как можно делить на подгруппы? - Если тема легкая, то в разновозрастной группе дети среднего возраста могут работать со старшим, в смешанной группе проводится фронтальное занятие. - Если тема сложная, то в разновозрастной группе дети среднего возраста могут работать с младшими детьми, в смешанной группе проводится разделение по возрастам. - Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей. Если ребенок быстро и хорошо усваивает материал, справляется с более сложными заданиями, его можно перевести в подгруппу детей старше его по возрасту. Ребенка, испытывающего трудности, можно перевести к детям младше его по возрасту. Как можно провести НОД с использованием фронтальной и подгрупповой формы организации детей? Схема проведения НОД с поэтапным началом I этап II этап III этап Младшие дети Активизация деятельности Одновременная деятельность со всеми детьми: обсуждение, беседа, подведение итогов Старшие дети Изучается новая тема Самостоятельная работа или работа в парах Совместная работа с двумя подгруппами • Проводится при организации однотипных занятий со ступенчатым (поэтапным) началом или окончанием с целью соблюдения требованиям СанПиН к продолжительности НОД Схема проведения НОД с поэтапным окончанием I этап II этап III этап Младшие дети Одновременное начало (организационный момент) для всех детей (3-5 мин) Активная деятельность (продолжительность в соответствии с СанПин минус время орг.момента) Старшие дети Работа в парах или выполнение заданий на повторение и закрепление Заключительный этап (подведение итогов Проведение НОД со всеми детьми по одному разделу программы наиболее часто применяется в смешанной группе. Необходимо определить основную тему и конкретизировать ее для каждой возрастной подгруппы. Здесь имеет место однотипная деятельность (рассматривание картины и рассказывание по ней, чтение одного произведения, изобразительная деятельность по одному сюжету и т.п.). Воспитатель вводит в тему, дает общие четкие указания, выделяет цели для каждой подгруппы. В этом случае действия старших детей являются образцом для подражания для младших. Воспитатель использует чередующиеся вопросы и задания разной сложности Один вид деятельности для всей группы • Проводится при введении в общую тему, объяснении общих правил и условий, разъяснении поэтапных шагов выполнения задания Один вид деятельности, но каждому возрасту даются свои задания • Применяется при организации образовательной деятельности по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Например, в продуктивной и проектной деятельности для получения индивидуального или общего продукта. Младшие выполняют более простые задания, старшие - более сложные. для того, чтобы на протяжении совместной деятельности все дети были активны. При организации продуктивной деятельности вначале даются более простые указания младшим детям, а затем – усложненные для старших детей. Такая деятельность начинается одновременно со всеми детьми, но первыми ее заканчивают дети младшей подгруппы. Такая совместная деятельность проводится в группах с более контрастными возрастами (разновозрастных группах) с делением детей на две подгруппы. Например, младшая подгруппа (дети 2-4 лет), средняя подгруппа (дети 3-5 лет), старшая подгруппа (дети 5-7 лет). Обычно воспитатель больше внимания уделяет младшей по возрасту подгруппе, а старшие дети выполняют задания самостоятельно на уже знакомом материале. После первого занятия со всеми подгруппами дети младшей подгруппы самостоятельной играют, затем младший воспитатель помогает им одеваться на прогулку. В это время воспитатель проводит совместную деятельность с детьми старшей подгруппы и выходит. На прогулку дети выходят все вместе, а возвращаются первыми младшие дети, затем – старшие. Младших детей встречает и раздевает младший воспитатель. Старшие дети в это время собирают материал и игрушки, приводят участок в порядок и тоже приходят в группу, раздеваются и готовятся к обеду. Малыши первыми садятся за накрытые младшим воспитателем и дежурными из числа детей старшего возраста столы. Затем приступают к Совместная работа с двумя подгруппами но по разным разделам программы для подгрупп • Каждая подгруппа занимается своим видом деятельности по разделу программы. Например, одна подгруппа занимается изодеятельностью, другая выполняет задания по математике, занимается экспериментированием и т.д. Работа с одной подгруппой • Проводится при организации занятий, прописанных в регламенте только для конкретной возрастной группы. Дети другой подгруппы занимаюся самостоятельной деятельностью обеду и старшие дети. По мере окончания еды дети по очереди (сначала младшие, затем старшие) выполняют гигиенические процедуры и готовятся к дневному сну. Старшие могут оказывать помощь при подготовке ко сну младших детей, а потом ложатся сами. Первыми просыпаются и встают старшие дети. Под руководством воспитателя проводится гимнастика после сна, затем дети занимаются самостоятельной деятельностью. Потом встают малыши и после гимнастики после сна включаются в игры. При этом воспитатель осуществляет руководство играми. После полдника воспитатель проводит вечернюю НОД индивидуально с возрастной подгруппой в соответствии с регламентом НОД. Остальные дети занимаются самостоятельной деятельностью. Затем к ним присоединяется подгруппа с которой проводилась НОД. Ужин проводится в такой же последовательности, как и обед. Младшие дети начинают прием пищи раньше, старшие – позже. Таким образом, соблюдается разная длительность режимных моментов, формируются правильные взаимоотношения между детьми. Источник: Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. – М: «Просвещение», 1979. – 176 с.Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника